Мы в Youtube Календарь событий

Образовательная область: Физическая культура

Первая младшая группа
(2 - 3 года)

Цель: укрепление здоровья, обогащение и накопление двигательного опыта,
формирование основ здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.
Задачи:
- оздоровительные: совершенствовать защитные функции, естественные процессы роста и развития организма через двигательную деятельность и закаливание; укреплять опорно-двигательный аппарат; повышать общий и эмоциональный тонус;
- обучающие: обучать основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание), обще развивающим и строевым упражнениям; формировать знания о разных видах физкультурного инвентаря и оборудования, способах его безопасного применения; развивать произвольность действий;
- воспитательные: воспитывать интерес к доступным формам двигательной активности, поддерживать стремление к участию в игровых упражнениях и подвижных играх со сверстниками.

Гимнастические упражнения

Формировать:
– умения ходить и бегать в заданном и в разных направлениях, прыгать и подпрыгивать, отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь; катать и бросать предметы; ползать и лазать, согласовывая движения рук и ног; умение выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа);
основы безопасного поведения при выполнении физических упражнений (соблюдать дистанцию в перемещениях по залу, площадке, не останавливаться во время бега, не мешать друг другу);
– умение сохранять устойчивое положения тела в пространстве.
Ходьба: ходить в заданном направлении стайкой за взрослым, в разных направлениях; в колонне по одному за взрослым; на носках; с высоким подниманием бедра, широким шагом; с разным положением рук (вверху, на поясе, за головой); парами,
взявшись за руки; с предметами в руках (ленточки, флажки, кольца); со сменой темпа; с остановкой по сигналу; по прямой и извилистой дорожке из двух шнуров (ширина 20–25 см, длина 2–3 м); перешагивать через предметы, лежащие на полу (палки, кубки, обручи); через несколько препятствий (высотой 15–20 см).
Бег: бегать в заданном направлении стайкой за взрослым, в разных направлениях; в колонне по одному за взрослым; в разном темпе (быстро, медленно); между предметами; за предметом; с предметом в руках; пробегать между двумя линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 30–40 см); чередовать бег с ходьбой.
Прыжки: подпрыгивать на двух ногах на месте; с продвижением вперед; прыгать
вверх до предмета (высота 10–15 см выше поднятых рук ребенка); в длину с места через две параллельные линии (ширина 20–30 см); перепрыгивать через предметы, лежащие на полу (набивные мешочки, обручи, палки, кубики).
Катание, бросание, ловля, метание: катать мяч, кольца (диаметр до 20–30 см), обруч круглый и плоский (диаметр 45 см), двумя руками и одной рукой в разных направлениях, в заданном направлении; прокатывать мяч двумя руками вперед, под предметами (дуга, шнур, стул) из разных исходных положений (сидя, стоя); прокатывать мяч двумя руками, одной рукой по доске, лежащей на полу, по дорожке из двух шнуров, (ширина 30–40 см),по гимнастической скамейке; бросать мяч, набивной мешочек (100–150 г) вдаль двумя руками (от груди, из-за головы); бросать мяч двумя руками друг другу, взрослому;
пытаться поймать мяч, брошенный взрослым (расстояние до 1 м); бросать мяч, набивной мешочек в горизонтальную цель (обруч, корзина) с расстояния 1 м; через ленточку, сетку; в вертикальную цель (обруч) на уровне глаз и груди ребенка (расстояние 0,8–1 м); в сетку с расстояния 1,5 м (высота сетки на уровне роста ребенка).
Ползание, лазанье: ползать в упоре на коленях по ограниченной плоскости (доска, дорожка из шнуров, тоннель (диаметр 40–50 см); по наклонной доске, приподнятой над пролезать в обруч, поставленный вертикально (диаметр 55–65 см), не касаясь его туловищем; перелезать через препятствия (бревно, гимнастическая скамейка, мягкие модули) высотой до 40 см; лазать по гимнастической лестнице вверх и вниз со страховкой (высота до 1,2 м).
Упражнения в равновесии: ходить по шнуру, положенному на пол прямо, зигзагом, по кругу; по буму (высота 10–15 см, длина 1,5–2 м); по гимнастической скамейке со страховкой; вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой над полом на 15–20 см; перешагивать с предмета на предмет (высота 5–10 см, расстояние между предметами 10–15 см); влезать на предметы высотой 15–20 см (гимнастическая скамейка, куб), стоять на них с изменением положения рук (вверх, в стороны, вперед) и спускаться; медленно кружится на месте;
Общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами – кубиками, кольцами, мячами, флажками, лентами, набивными мешочками (100–150 г), на предметах – стульях, кубах, гимнастической скамейке):
для рук и плечевого пояса: поднимать голову вверх, наклонять вперед, вправо-влево; поднимать, сгибать и разгибать руки вперед, вверх, в стороны одновременно и поочередно, с предметами и без предметов; скрещивать руки перед грудью, отводить назад за спину; выполнять хлопки прямыми руками перед собой, над головой, махи руками вперед-назад; поднимать и опускать плечи;
для туловища: поворачиваться, наклоняться вправо и влево из разных исходных положений в сочетании с движениями рук и манипуляцией с предметами; наклоняться вперед в положении стоя и сидя, не сгибая ног в коленях; лежа на спине поднимать и опускать руки и ноги; переворачиваться со спины на живот и обратно; лежа на животе приподнимать руки и ноги;
для ног: шагать на месте, высоко поднимая колени, с изменением положения рук,
манипулируя предметами; шагать вперед-назад, вправо-влево; поочередно выставлять
ногу вперед на носок, на пятку; поочередно сгибать одну ногу вперед, стоя на другой;
сидя на полу, сгибать и разгибать ноги в коленях; приседать с изменением положения рук;
стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
Строевые упражнения: строиться по ориентирам (кольца, флажки, кегли, линия, шнур) в круг, колонну, шеренгу, парами, подгруппами и всей группой.

Подвижные игры и игровые упражнения

Формировать умения:
– играть в сюжетные подвижные игры и выполнять игровые упражнения с разными вариантами ходьбы, бега, прыжков, катания, бросания, ползания, лазанья;
– выполнять правила игры, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, взаимодействовать в коллективе сверстников;
– проявлять простейший двигательный опыт в белорусских народных играх.

Спортивные упражнения

Формировать умения:
– кататься на санках и велосипеде, ходить на лыжах, скользить по ледяным дорожкам.
– ориентироваться в окружающей обстановке при выполнении спортивных упражнений.
Ходьба на лыжах: ознакомление с лыжами; попытка стоять, сохраняя равновесие; переступание; ходьба на лыжах (ступающий шаг).
Катание на санках: катать санки за веревку, катать на санках игрушки, снежки; толкать санки за спинку; скатывать санки с горки; спускаться на санках с невысокой горки.
Скольжение по ледяным дорожкам: ходить по утрамбованному снегу; с поддержкой за одну руку ходить по ледяной дорожке мелкими шагами; с поддержкой за обе руки скользить по ледяной дорожке с помощью взрослого.
Катание на велосипеде: садиться на трехколесный велосипед, сходить с него с поддержкой и без поддержки взрослого; кататься с помощью взрослого и пытаться передвигаться самостоятельно (управлять рулем, педалировать и останавливаться).

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Выполняет разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, катание, бросание, ползание, лазанье), преодолевает препятствия.
Способен координировать движения, выполнять их с большей точностью, устанавливать сходство с образом, действовать по подражанию.
Проявляет двигательную память, позволяющую самостоятельно воспроизводить освоенные ранее виды физических упражнений.

Вторая младшая группа
(3 - 4 года)

Цель: укрепление здоровья, обогащение и накопление двигательного опыта,
формирование основ здорового образа жизни, физической культуры личности.
Задачи:
- оздоровительные: способствовать оптимальному развитию физиологических систем организма и их функций в двигательной деятельности, формировать навык правильной осанки, укреплять свод стопы;
- образовательные: развивать интерес, устойчивое представление ребенка о движениях (знать названия и направление движений, названия нескольких подвижных игр); обучать новым способам выполнения гимнастических и спортивных упражнений, знакомить с правилами их безопасного выполнения; переносить двигательные навыки
в новую двигательно-игровую ситуацию;
- воспитательные: воспитывать потребность в двигательной активности, организованность и самостоятельность в разных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Гимнастические упражнения

Формировать (развивать) умения:
– ходить со свободными, естественными движениями рук, приподнятой головой и прямым туловищем под музыкальное и словесное сопровождение;
– бегать легко и свободно, не наталкиваясь друг на друга, используя все пространство
площадки;
– прыгать, подпрыгивать, спрыгивать с высоты, активно взмахивая руками, энергично
– отталкиваясь и мягко приземляясь на полусогнутые ноги;
– прокатывать мячи, обручи в разных направлениях, бросать мячи о стену, через веревку, сетку, метать мячи, набивные мешочки вдаль и в цель;
– ползать, пролезать под предметами, не касаясь их туловищем, лазать по гимнастической лестнице;
– сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку в статических и динамических гимнастических упражнениях;
– выполнять общеразвивающие упражнения в среднем темпе, согласованно, с использованием музыкального сопровождения и без него; участвовать в расстановке и уборке спортивного оборудования.
Ходьба: ходить в колонне по одному, по два за взрослым с изменением темпа, ритма, направления движения; на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра, в полуприседе, широким шагом с разным положением рук; с остановкой, сменой
направления движения по сигналу; приставным шагом в сторону; в паре, держась за руки; в чередовании с другими движениями (бегом, прыжками, ползанием); по прямой и извилистой дорожке из двух шнуров (ширина 20 см, длина 2–3 м); по доске, ребристой доске, массажным коврикам, положенным на пол; между предметами змейкой; с выполнением действий с предметами (мячи, кольца, ленты, кубики).
Бег: бегать в разных направлениях; в колонне по одному за взрослым с изменением темпа, ритма, направления движения; на носках, с выполнением имитационных движений, с высоким подниманием бедра; парами, взявшись за руки; по ограниченной площади; змейкой между предметами; в чередовании с ходьбой, подпрыгиванием; со спортивным инвентарем в руках (флажки, ленты, мяч, обруч).
Прыжки: подпрыгивать на двух ногах на месте; с продвижением вперед, с поворотом вправо, влево, назад; прыгать вверх до предмета; в длину с места через две параллельные линии (расстояние 30–50 см); из обруча в обруч (4–5 лежащих обручей); через невысокие предметы (5–10 см); спрыгивать с высоты 10–20 см с приземлением на мат.
Катание, бросание, ловля, метание: катать мячи (диаметр 40–45 см), обручи (диаметр 40–50 см) одной и двумя руками в разных направлениях, в заданном направлении; с горки; с попаданием в предметы, в воротца (ширина 50–60 см); по ограниченной
поверхности (гимнастическая скамейка, мягкие модули, дорожка из шнуров, палок); бросать мяч двумя руками снизу в парах (пытаться поймать); ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние до 1,5 м); подбрасывать мяч одной и двумя руками вверх, пытаясь его поймать; отбивать мяч о пол и ловить; бросать мяч одной и двумя руками с расстояния 1,5–2 м; метать мяч, набивной мешочек (100–150 г) вдаль и в цель (горизонтальную, вертикальную) разными способами (двумя руками снизу, от груди, из-за головы, правой, левой рукой от плеча).
Ползание, лазанье: ползать в упоре на коленях по прямой, между предметами, под предметами (дуга, тоннель, гимнастическая скамейка), вокруг них; ползать в упоре на коленях, прокатывая перед собой головой мяч; по гимнастической скамейке,
по наклонной доске, приподнятой над полом на 20–30 см; пролезать в вертикальный обруч правым и левым боком, под различные предметы (высота 50–60 см), не касаясь руками пола; перелезать через препятствия (мягкие модули, лестницы-горки); лазать
по гимнастической лестнице вверх и вниз приставным и переменным шагом (высота до 1,5 м).
Упражнения в равновесии: ходить по прямой и извилистой ограниченной дорожке; по буму (высота 10–15 см, длина 4–5 м); по гимнастической скамейке с разным положением рук, перешагивая через предметы (набивные мешочки, кубики); вверх и вниз
по наклонной доске, приподнятой над полом на 20–30 см; перешагивать с предмета на предмет (высота 10–15 см, расстояние между предметами 15–20 см); через рейки лестницы, лежащей на полу; через препятствия (высота до 30 см); подниматься на
возвышение и спускаться с него (высота до 25 см); кружиться в разные стороны на месте и с перемещением.
Общеразвивающие упражнения:
для рук и плечевого пояса: ставить руки на пояс, за голову, к плечам, вверх, в стороны; поднимать, опускать, сгибать и разгибать руки вперед, вверх, в стороны одновременно и поочередно с предметами и без предметов; выполнять круговые
движения руками вперед и назад; вращать кистями внутрь и наружу, сгибать и разгибать пальцы рук; перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой;
для туловища: поворачиваться, наклоняться вправо и влево из положений стоя, стоя на коленях, сидя, сидя на пятках в сочетании с движениями рук, хлопками, с перемещением предметов; наклоняться вперед в положении стоя и сидя, не сгибая ног
в коленях, с касанием руками ног, пола, с перемещением предметов; поднимать и опускать прямые и согнутые ноги одновременно и поочередно, захватывать их руками в положениях сидя, лежа на спине; переворачиваться со спины на бок, на живот
и обратно; прогибаться в положении лежа на животе, прогибаться в положении лежа на
спине с опорой на плечи и пятки;
для ног: подниматься на носки, перекатываться с пяток на носки в сочетании с движением рук; поочередно выставлять ногу вперед, назад, в сторону на носок, на пятку; поочередно поднимать и опускать прямую, согнутую в колене ногу; сидя на полу,
захватывать и удерживать стопами предмет (мешочек, мяч), поднимая и опуская ноги, сгибая и разгибая ноги в коленях; сгибать и разгибать пальцы ног, захватывать пальцами ног мелкие предметы; вращать стопами внутрь и наружу; приседать с изменением положения рук, с перемещением предметов; стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
Строевые упражнения: по ориентирам строиться в колонну по одному, по два, в круг, в шеренгу подгруппами и всей группой; находить свое место в строю; выполнять повороты направо, налево, кругом.

Подвижные игры и игровые упражнения

Формировать умение самостоятельно ориентироваться в пространстве (изменять направление движения по сигналу, находить свое место в игре по зрительным ориентирам, не мешать другим игрокам), вариативно применять двигательные умения
в подвижных играх и игровых упражнениях.
– поощрять проявление активности и самостоятельности в белорусских народных
играх с драматизированными действиями

Спортивные упражнения

Формировать умения:
– кататься на санках, лыжах, трехколесном велосипеде, скользить по коротким ледяным дорожкам; выполнять правила безопасного поведения в бассейне.
Катание на санках: возить санки поочередно правой (левой) рукой; подниматься на горку, везя за собой санки; спускаться на санках с невысокой горки, выполнять торможение ногами; катать друг друга по ровной поверхности.
Скольжение по ледяным дорожкам: скользить с поддержкой за одну руку по ровной дорожке (длина 1–1,5 м), оттолкнувшись с места и удерживая равновесие.
Ходьба на лыжах: стояние на лыжах с сохранением равновесия; поднимание поочередно правой (левой) ноги; передвижение ступающим и скользящим шагом; выполнение поворотов направо (налево) на месте вокруг пяток лыж.
Катание на велосипеде: возить велосипед за руль, меняя направление движения; кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, делать повороты вправо-влево, тормозить и останавливаться, свободно управлять рулем.
Подготовка к плаванию:
подготовительные упражнения на суше (ходить, бегать, подпрыгивать на месте и в движении; поднимать руки вверх в исходном положении стоя, стоя на коленях, сидя на пятках; поворачивать, наклонять туловище, приседать в сочетании с дыхательными
упражнениями, с изменением положения прямых и согнутых рук; выполнять одновременные и поочередные круговые движения руками вперед и назад; имитировать движения ногами, как при плавании способом «кроль» в исходном положении сидя на
полу, гимнастической скамейке.
передвижение в воде: входить в воду, плескаться, окунаться; передвигаться по дну бассейна в воде глубиной выше колена, выполняя различные задания и помогая себе гребковыми движениями рук;
дыхание: дуть на мелкие плавающие игрушки, пускать в воду пузыри, наклонившись над водой и опустив в нее лицо; делать глубокий вдох и последующий выдох в воду;
погружение: погружать лицо и голову в воду; доставать предметы со дна на небольшой глубине, наклоняясь, приседая;
лежание: выполнять движение ногами способом «кроль», сидя на малой воде в упоре сзади; передвигаться по дну бассейна в горизонтальном положении на руках вперед и назад на малой воде с движениями ног способом «кроль»; с помощью педагогического работника ложиться на воду на грудь с разным положением рук и вставать; с помощью
педагогического работника и поддерживающих средств ложиться на спину и вставать;
скольжение: пытаться скользить на груди и спине с поддержкой.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Владеет разнообразными движениями, может повторять их по своему усмотрению.
Соблюдает нужное направление движений, определенную последовательность структурных элементов.
Проявляет интерес к результату деятельности, придерживается точно заданной формы выполнения физического упражнения.
Выполняет упражнения на основе подражания.
Передвигается по дну бассейна (шагом, бегом, прыжками, держась за поручень и без поддержки).
Погружает лицо в воду, играет в воде; удерживает тело на поверхности воды с помощью взрослого и поддерживающих средств (круги, доски).

Средняя группа
(4 - 5 лет)

Цель: укрепление здоровья, обогащение и накопление двигательного опыта,
формирование основ здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.
Задачи:
- оздоровительные: способствовать адаптации функциональных систем организма к различному характеру и объему физических нагрузок, к изменяющимся условиям внешней среды; увеличивать амплитуду движений в суставах и позвоночнике; укреплять разные группы мышц; обеспечивать профилактику нарушений в развитии опорно-
двигательного аппарата (осанка, стопа);
образовательные: обучать новым способам выполнения гимнастических, спортивных упражнений; добиваться естественности, легкости, правильности выполнения движений; развивать произвольность действий, двигательную память; создавать условия для развития физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость); формировать
знания о пользе физических упражнений, способах их безопасного выполнения; осознанную потребность в двигательной активности, стремление к творческому самовыражению;
воспитательные: воспитывать интерес к результатам собственных физкультурных
достижений; развивать волевые, нравственные качества, правильную реакцию на успех
и неудачу

Гимнастические упражнения

Обучать ходить и бегать уверенно, легко, ритмично, энергично с согласованными движениями рук и ног, с изменением скорости и направления движения, сохраняя правильное положение корпуса; подпрыгивать на одной и двух ногах на месте
и в движении с разным положением рук; прыгать в длину, в высоту, сохраняя равновесие при приземлении и вынося руки вперед; спрыгивать с высоты, сочетая отталкивание со взмахом рук, мягко и координированно приземляться в обозначенное место;
прокатывать обруч, мяч, регулируя силу отталкивания и направление движения предметов; бросать, метать предметы вдаль и в цель разными способами по траектории вперед-вверх; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; лазать по гимнастической
лестнице, не пропуская реек.
Развивать функцию статического и динамического равновесия, умение контролировать положение своего тела в упражнениях на ограниченной площади опоры.
Формировать умение согласованно выполнять общеразвивающие упражнения в заданном темпе и ритме под счет или под музыку; строиться разными способами, перестраиваться по ориентирам.
Воспитывать физические качества (быстрота, ловкость, выносливость) при выполнении специальных физических упражнений и игровых заданий.
Ходьба: ходить в колонне по одному, в колонне по два (не держась за руки); с изменением направления и скорости движения; в колонне по одному со сменой направляющего; приставным шагом вперед, назад, в сторону; в полуприседе и приседе, спиной вперед, на внешней стороне стопы с разным положением рук; на прямых ногах с разведенными в стороны носками; по ориентирам, линиям и разметкам (змейкой, противоходом, по кругу); по канату приставным шагом в сторону; с преодолением
препятствий; в чередовании с бегом, прыжками.
Бег: бегать в колонне по одному, по два (не держась за руки); в среднем темпе (40– 60 м, 2–3 серии) в чередовании с ходьбой; с изменением направления и скорости движения; в колонне по одному со сменой направляющего; с выполнением заданий на месте и в движении (бег с высоким подниманием бедра; бег, сгибая ноги назад; семенящий бег); в разных направлениях с ловлей и увертыванием; с преодолением препятствий (набивные мешочки, гимнастические палки, обручи, мягкие модули).
Прыжки: подпрыгивать на месте разными способами (ноги вместе-врозь, с поворотами направо, налево, вокруг себя; на правой (левой) ноге); прыгать вверх до предмета с 3–4 шагов разбега; прыгать в длину с места через две параллельные линии
(расстояние 60 см); через 5–6 предметов (высота до 10 см); через 6–8 параллельных линий (расстояние 40 см); через короткую скакалку на двух ногах на месте; спрыгивать с высоты (20–30 см) с приземлением в обозначенное место (мат, обруч).
Катание, бросание, ловля, метание: катать мячи (диаметр 15–20 см; 45–55 см), обручи (диаметр 55–65 см) в парах, из разных исходных положений; прокатывать мячи руками и ногами вперед, назад, в сторону по ограниченной площади, между предметами
и с попаданием в них; подбрасывать мяч вверх и ловить (4–5 раз); подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока от пола; отбивать мяч о пол (землю) и ловить, бросать мяч в парах разными способами (двумя руками снизу, от груди, из-за головы); метать мяч, набивной мешочек правой и левой рукой вдаль, в вертикальную цель (высота мишени до 2 м, расстояние 1,5–2 м), в горизонтальную цель с расстояния 2–2,5 м.
Ползание, лазанье: ползать с опорой на ладони и колени в сочетании с проползанием под веревкой, палкой, дугой (высота 40 см) прямо, боком (правым, левым), спиной вперед; по наклонной доске, приподнятой над полом на 30–40 см; ползать по гимнастической скамейке, лежа на животе, подтягиваясь руками; лазать по гимнастической лестнице вверх, вниз (высота до 2 м) приставным, переменным шагом; переходить с пролета на пролет гимнастической лестницы приставным шагом вправо, влево (высота 40–50 см).
Упражнения в равновесии: ходить с мешочком на ладонях вытянутых рук по прямой и извилистой дорожке; с мешочком на голове в разных направлениях, по шнуру; ходить по буму (высота 20 см, длина 3 м) приставным шагом вправо, влево; спиной вперед
по доске, лежащей на полу, дорожке из шнуров (ширина 20 см); по гимнастической скамейке с разным положением рук в сочетании с перешагиванием через предметы и спрыгиванием; по наклонной доске, приподнятой над полом на 30–40 см, с поворотом кругом и сбеганием вниз; перешагивать с предмета на предмет (высота 15–20 см, расстояние между предметами 15–20 см); через 5–6 кубов (высота 20–30 см); бегать с остановкой, приседанием, поворотами, с подъемами на скамейку, куб, удерживая равновесие; стоять на носках, руки вверху; с закрытыми глазами на одной ноге, вторая согнута в колене вперед или назад; стоять на кубе, гимнастической скамейке, поворачиваясь вправо, влево, кругом, наклоняя и выпрямляя туловище, удерживать равновесие сидя и лежа на подвижной опоре (фитболы, гимнастические модули).
Воспитывать физические качества:
Быстроту: бегать на короткие дистанции (до 20 м), на месте с высоким подниманием бедра (8–10 с) с максимальной скоростью; наперегонки в парах, группах; подбрасывать мяч вверх, отбивать мяч о пол в быстром темпе; выполнять упражнения, требующие
быстрой реакции на звуковой или зрительный сигнал (остановиться, поменять направление движения, положить, спрятать предмет); заниматься на детских тренажерах однооперационных и многофункциональных.
Ловкость: бегать «змейкой» между предметами (стойки, кегли, набивные мячи) с изменением скорости, направления движения, стараясь их не задеть; соревноваться в челночном беге (4 раза по 4–5 м); пролезать в наклоне головой вперед через тоннель
из 6–8 вертикальных обручей, не касаясь их туловищем; правым (левым) боком «змейкой» через 6–8 вертикальных обручей, стоящих в ряд; бросать предметы (мячи, набивные мешочки, кольца) в горизонтальную и вертикальную цель; пытаться вращать обруч на поясе; изменять скорость, темп, ритм, направление движения, исходные положения, сочетать разные виды основных движений в подвижных и спортивных играх, спортивных упражнениях; заниматься на детских тренажерах, однооперационных
и многофункциональных.
Выносливость: ходить с дозированной нагрузкой с постепенным увеличением расстояния до 1–1,5 км; бегать непрерывно в медленном и среднем темпе до 1,5 мин; в медленном темпе по пересеченной местности до 200 м; преодолевать полосу препятствий с непрерывно-поточным выполнением 7–8 заданий умеренной интенсивности (до 4–5 мин).

Общеразвивающие упражнения:

для рук и плечевого пояса: поднимать и опускать, сгибать и разгибать, отводить за спину, вращать поочередно и одновременно в разных плоскостях прямые и согнутые руки; наклонять, поворачивать голову в сочетании с движениями рук; изменять положение рук с предметами в сочетании с движениями туловища;
для туловища: поворачиваться, наклоняться, прогибаться в разных исходных положениях с координацией движений туловища, рук, ног; наклоняться с касанием руками стоп, не сгибая ног в коленях; поднимать туловище в исходных положениях упор сидя сзади, упор сидя сзади, согнув ноги; прогибать и выгибать спину, прокатывать мяч вперед, садиться на пятки и тянуться руками вперед в исходном положении упор на коленях; садиться и ложиться из исходного положения лежа на спине; прогибаться
с опорой о руки в исходном положении лежа на животе; имитировать езду на велосипеде в исходных положениях лежа на спине, упор сидя сзади; поочередно и одновременно поднимать прямые ноги в исходных положениях сидя, упор сидя сзади, лежа на спине;
для ног: приседать с опорой и без опоры с разным положением рук, вставать и садится
в исходном положении сидя, согнув ноги скрестно; стоя на коленях, садиться на правое (левое) бедро и подниматься; выполнять махи, выпады правой (левой) ногой вперед, в сторону; захватывать и перекладывать мелкие предметы пальцами ног с места на место.
Строевые упражнения: строиться в колонну, в шеренгу, в две колонны, в круг, парами, тройками; перестраиваться из колонны по одному в колонну по два; поворачиваться направо, налево переступанием, прыжком.

Подвижные игры и игровые упражнения

Создавать условия для творческой реализации двигательного опыта в подвижных играх и игровых упражнениях.
Содействовать развитию ловкости, быстроты, точности двигательных действий.
Формировать дружеские взаимоотношения играющих с помощью белорусских народных игр.
Воспитывать выдержку, самообладание, ответственность за собственные действия; поощрять стремление к достижению индивидуального, коллективного результата в играх- соревнованиях.

Спортивные упражнения

Обучать катать на санках друг друга разными способами, скользить по коротким ледяным дорожкам, кататься на велосипеде и самокате; ходить на лыжах по ровной лыжне по прямой, по кругу ступающим, скользящим шагом.
Формировать умение брать и ставить на место спортивный инвентарь (санки, лыжи, велосипеды, самокаты), ухаживать за ним (чистить снег с поверхности лыж и санок; протирать загрязненные места на самокате и велосипеде).
Обеспечивать выполнение правил безопасного поведения в бассейне (не толкать друг друга, не прыгать в воду, без разрешения взрослого не нырять, не покидать место занятия).
Катание на санках: катать на санках друг друга, вдвоем – одного, по прямой, по кругу, объезжая предметы; спускаться с невысокой горки, управляя санками, выполняя торможение ногами.
Скольжение по ледяным дорожкам: скользить по ровной дорожке (длина 1,5–2 м) с места и 3–5 шагов разбега со страховкой.
Ходьба на лыжах: снимать и надевать лыжи, самостоятельно брать и ставить лыжи на место, переносить лыжи к месту занятий; стоя на лыжах, поднимать поочередно правую (левую) ногу с лыжей, делать небольшие приседания, приставные шаги вправо
и влево, ходить по ровной лыжне по прямой, по кругу ступающим, скользящим шагом без палок, подниматься на пологую горку способом «елочка», «лесенка», спускаться с горки в основной и низкой стойках, выполнять торможение «плугом».
Катание на велосипеде: кататься друг за другом на двухколесном велосипеде, соблюдая безопасную дистанцию; ездить «змейкой» между предметами; подниматься на пологую горку и спускаться с нее, ускорять и замедлять темп; выполнять торможение.
Катание на самокате: везти самокат за руль по прямой, делая повороты; кататься по прямой, отталкиваясь правой или левой ногой; тормозить и останавливаться; ездить по кругу с поворотами налево и направо.
Плавание (подготовка):
подготовительные упражнения на суше: поднимать руки вверх и сводить их над головой, тянуться вверх в исходных положениях стоя, лежа на животе и спине; выполнять одновременные, поочередные круговые вращения прямыми и согнутыми руками в разных плоскостях (вперед и назад, внутрь и наружу) на месте и в движении в исходных положениях стоя, стоя в наклоне; наклоняться вперед и назад со сцепленными за спиной руками; перекатываться с пяток на носки с изменением положения рук; приседать с опорой, разводя колени в стороны, приседать в группировке; имитировать движения ногами, как при плавании кролем из разных исходных положений (упор сидя сзади, упор сидя сзади на предплечьях, лежа на животе на скамейке, на полу);
передвижение в воде: ходить по дну бассейна приставными шагами, с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с поворотами, в сцеплении, наклонившись вперед, спиной вперед, помогая себе гребковыми движениями рук; бегать с высоким
подниманием бедра, парами со сменой ведущего, по кругу; прыгать на двух ногах, с поворотами кругом, выпрыгивать вверх из воды, как можно выше, стараясь достать предмет;
дыхание: выполнять 4–5 выдохов в воду; передвигаться под водой с задержкой дыхания в приседе с помощью и без помощи рук;
погружение: погружаться в воду до уровня шеи, подбородка, глаз, с головой с задержкой дыхания; открывать глаза в воде, рассматривать и собирать предметы на дне бассейна; подныривать под горизонтальными предметами (обруч, круг, палка, доска);
скольжение: самостоятельно скользить на груди (на спине), отталкиваясь ногами от дна бассейна, от бортика с помощью поддерживающих средств и без них; плавать удобным способом, постепенно увеличивая расстояние.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Проявляет интерес к двигательной деятельности, понимает значение движений в жизни человека.
Выполняет двигательные действия: умеет выбирать способы действия, сочетать их и доводить до определенных результатов;
Называет основные элементы техники физических упражнений, связанные с работой крупных групп мышц, рассказывает о способе их выполнения; игровые двигательные образы реализует в выразительном движении.
Пытается оценивать собственные движения.
Объясняет правила и содержание знакомых подвижных игр.
Применяет считалки для выбора водящих.
Самостоятельно реализует двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности.
Передвигается в воде разными способами (ходит, бегает, прыгает), погружается в воду с головой с задержкой дыхания, открывает глаза в воде, рассматривает и собирает предметы на дне бассейна; лежит на воде на груди, спине с разным положением рук и ног; скользит на груди, плавает удобным для себя способом.

Старшая группа
(5 - 6 лет)

Цель: укрепление здоровья, обогащение и накопление двигательного опыта,
формирование основ здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.
Задачи:
оздоровительные: совершенствовать функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мышечной систем, повышать общую работоспособность и выносливость организма в процессе увеличения объема, интенсивности и разнообразия физических нагрузок; укреплять мышечный корсет; формировать мышечно-двигательные представления о правильной осанке и способность ее сохранять при выполнении физических упражнений;
образовательные: закреплять и совершенствовать жизненно важные двигательные умения и навыки, элементы техники двигательных действий в гимнастических, спортивных упражнениях, спортивных играх; творчески переносить накопленный двигательный опыт в самостоятельную двигательную деятельность; знать предметы, снаряды, пособия, необходимые для выполнения физических упражнений, правила пользования ими; правила и условия проведения подвижных и спортивных игр; обучать умению оценивать свое двигательное поведение с точки зрения цели, процесса, способа действия;
воспитательные: воспитывать выразительность движений; избирательный интерес к определенным видам двигательной деятельности.

Гимнастические упражнения

Обучать:
умению ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры, с изменением темпа и длины шага, в чередовании с другими движениями (преодоление препятствий, прыжки через скакалку, метание вдаль и в цель);
прыгать в длину, в высоту с разбега, сочетая разбег, отталкивание и мягкое устойчивое приземление с носка на всю стопу;
спрыгивать с высоты разными способами; прыгать через короткую скакалку на месте и в движении, сохраняя прямое положение корпуса; бросать, метать предметы вдаль и в цель, принимая правильное исходное положение, сочетая замах с броском; бросать
и ловить мячи с выполнением дополнительных заданий (хлопков, поворотов, приседаний); лазать по гимнастической лестнице в разном темпе, уверенно чередуя движения рук и ног; лазать по канату, шесту, веревочной лестнице.
Развивать функцию равновесия на подвижной и неподвижной опоре в разных исходных положениях (стоя, сидя, лежа).
Воспитывать физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость,гибкость) и двигательные способности (координационные, скоростно-силовые, силовые) при выполнении специальных физических упражнений и игровых заданий.
Формировать умение выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с темпом подсчета, характером музыки; строиться и перестраиваться на месте и в движении.
Ходьба: ходить в разных построениях (в колонне по одному, по два, тройками, четверками) с правильным положением корпуса; в колонне по два с перестроением в колонну по одному; в разных направлениях (прямо, по кругу, «зигзагом», противоходом,
по диагонали) с изменением длины шага, темпа ходьбы, со сменой ведущего, с закрытыми глазами; с чередованием разных видов ходьбы (обычным и гимнастическим шагом, перекатом с пяток на носки, приставным шагом вправо-влево; скрестным шагом,
выпадами); с координацией движений рук и ног; с раскладыванием и сбором предметов.
Бег: бегать в колонне по одному, по два; в медленном и среднем темпе, в чередовании с ходьбой (80–100 м, 2–3 серии); по наклонной поверхности; с отведением вперед прямых ног, широким прыжковым шагом, приставным шагом, подскоками с ноги
на ногу, перекатом с пятки на носок; в чередовании с другими движениями (ведение мяча, прыжки через скакалку, метание вдаль и в цель).
Прыжки: подпрыгивать на месте и с продвижением вперед разными способами (ноги скрестно-врозь, с ноги на ногу, с поворотом кругом, на правой (левой) ноге) в сочетании с движениями рук и хлопками; сериями по 12–15 подскоков; прыгать с ноги на ногу с продвижением вперед на 4–5 м; вверх с разбега до предмета, подвешенного выше поднятой руки ребенка на 10–15 см; с продвижением вперед-назад, удерживая ногами предмет (мяч, мешочек); через предметы вперед, правым (левым) боком, на одной ноге; в длину с места (90–110 см); в длину с разбега (130–150 см); в высоту с прямого и бокового разбега (30–40 см); через короткую скакалку на месте и с продвижением вперед; через обруч среднего диаметра, вращая его, как скакалку; спрыгивать с высоты 30–40 см с координацией движений рук и ног.
Бросание, ловля, метание: бросать мяч вверх и ловить, отбивать о пол и ловить на месте и в движении (8–10 раз подряд) с выполнением других заданий (хлопков, поворотов, приседаний и др.); бросать мяч в парах из разных исходных положений (стоя,
сидя), в парах через веревку, сетку (расстояние 2,5–3 м) разными способами (из-за головы, от груди, правой (левой) рукой от плеча); бросать мяч двумя (одной) рукой о стену и ловить после отскока от стены, пола (расстояние 3–4 м), без отскока от пола (расстояние 1,5–2 м); бросать кольцо на стойку правой, левой рукой от себя (расстояние до 2,5 м), стоя
напротив стойки, справа, слева от нее; метать мяч, набивной мешочек правой и левой рукой вдаль с места и с нескольких шагов разбега, в вертикальную цель (высота мишени до 2,5 м, расстояние 2–2,5 м), в горизонтальную цель с расстояния 3 м; в движущуюся цель одной и двумя руками разными способами.
Ползание, лазанье: ползать на животе по-пластунски под предметами (3–4 м); животом кверху с опорой на ладони и ступни (вперед и назад); по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками за края скамейки; перелезать через верх
стремянки, гимнастической горки; лазать по канату, шесту произвольным способом; по гимнастической, веревочной лестнице (высота до 2,5 м), с изменением темпа, с разворотом туловища (хват одной рукой за рейку), с доставанием предмета и спуском
с ним вниз; по гимнастической лестнице, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет; сочетать лазанье по гимнастической лестнице с влезанием на нее по наклонной плоскости и спуском.
Упражнения в равновесии: ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове (руки в стороны, на поясе); с перешагиванием через набивные мячи или кубы; выполнением наклонов, поворотов, раскладыванием (собиранием) предметов;
приседанием посередине, выпрямлением и продолжением движения; отбиванием мяча о скамейку и ловлей, по узкой рейке гимнастической скамейки (со страховкой); удерживать равновесие, стоя на кубе (40 х 40 см), выполняя пружинящие движения,
приседания, кружения; стоя на полу на одной ноге с закрытыми глазами; стоя на полу на одной ноге в парах, тройках; сидя и лежа на подвижной опоре (фитболы, гимнастические модули); прыгать на одной ноге с продвижением вперед.
Физические качества:
Сила: прокатывать набивные мячи (вес 1 кг, 2 кг) по одному, в парах, тройках, бросать без ловли набивные мячи (вес 1 кг) из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа на животе), постепенно увеличивая расстояние до 3,5–4 м; поднимать и опускать туловище в исходном положении лежа на спине, руки скрещены на груди, ноги зафиксированы (5–6 раз, 1–2 серии); выполнять общеразвивающие, специальные силовые упражнения с гантелями (0,5 кг), с детскими эспандерами; кратковременные висы на гимнастической лестнице; преодолевать сопротивление партнера в парных упражнениях; заниматься на детских тренажерах, однооперационных и многофункциональных.
Быстрота: бегать на короткие отрезки в максимальном темпе (10–30 м); изменять направление бега по сигналу с последующим ускорением; быстро передавать и ловить мяч в парах; подбрасывать, отбивать мяч о пол, о стену в быстром темпе; выполнять
соревновательные задания с бегом, прыжками, ползанием; заниматься на детских тренажерах, однооперационных и многофункциональных.
Ловкость: бегать между набивными мячами, кеглями, обручами (2–3 раза по 15–20 м); бегать спиной вперед; соревноваться в челночном беге (4 раза по 6–8 м); выполнять согласованные действия в парах, тройках, группах; усложненные варианты
общеразвивающих упражнений с предметами; игровые и соревновательные задания; вращать один, два обруча на поясе; сочетать физические упражнения с танцевальными и музыкально-ритмическими движениями; заниматься на детских тренажерах, однооперационных и многофункциональных.
Выносливость: ходить с дозированной нагрузкой по пересеченной местности до 1,5 км; бегать непрерывно в медленном и среднем темпе до 2,5 мин; бегать в среднем темпе по пересеченной местности (250–300 м), преодолевать полосу препятствий
с непрерывно-поточным выполнением 7–9 заданий умеренной интенсивности (до 6–7 мин); плавать, ходить на лыжах, кататься на велосипеде и самокате.
Гибкость: выполнять активные упражнения на растягивание с постепенным увеличением амплитуды движений, с предметами и без предметов: наклоны, повороты, круговые вращения головы, туловища, махи, глубокие выпады.
Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами – гимнастические палки разных размеров, мячи, фитболы, кольца, обручи разных диаметров, скакалки, набивные мешочки (250–400 г), на предметах – стулья, кубы, гимнастические скамейки;
в парах без предметов, с мячом, обручем (диаметр 60–80 см), с длинной гимнастической палкой (110 см):
для рук и плечевого пояса:
выполнять повороты, наклоны, вращение головы; движения плечами (поднимать и опускать, вращать вперед и назад); движения руками (поднимать, разводить, сгибать, разгибать, вращать), одновременно и поочередно, однонаправленно и разнонаправленно,
в разных плоскостях, в различном темпе, с разной амплитудой в сочетании с движениями головы, туловища, ног;
для туловища:
поворачиваться вправо-влево, наклоняться в сторону, вперед, назад с различным положением и движением рук, с касанием пола, доставанием предметов, лежащих на полу; поднимать прямые и согнутые ноги, выполнять скрестные движения приподнятыми над полом прямыми ногами в исходных положениях сидя и лежа на спине; группироваться из разных исходных положений; выполнять движения руками и ногами в исходном положении лежа на правом (левом) боку, в упоре лежа на правом (левом) боку;
для ног:
шагать на месте без отрыва от пола носков ног; подниматься на носки (8–10 раз); выставлять правую (левую) ногу на носок (пятку) скрестно, садиться на пол справа (слева) от ног в исходном положении стоя на коленях; выполнять махи и выпады с опорой и без опоры; в сочетании с движениями рук, перемещением предмета (палка, обруч, мяч).
Строевые упражнения: строиться в колонну, шеренгу; перестраиваться из одной колонны – в несколько (2–3); из одной шеренги – в две, из одного круга – в несколько (2–3); размыкаться в колонне на вытянутые руки вперед, в шеренге и в круге – на
вытянутые руки в стороны; выполнять движения под распоряжения взрослого: «Шагом марш!», «Направо!», «Налево!», «На месте стой!».

Элементы спортивных игр

Формировать умения:
выполнять элементы баскетбола, футбола, хоккея, тенниса; взаимодействовать в парах, тройках, группах при освоении элементов спортивных игр.
Баскетбол: перемещаться по площадке с мячом с остановками, поворотами;передавать мяч в парах в движении боковым галопом вправо (влево) (расстояние 1–1,5 м); отбивать мяч от пола правой (левой) рукой на месте в стойке баскетболиста; вести мяч
поочередно правой (левой) рукой; забрасывать мяч в корзину с места с увеличением расстояния.
Футбол: вести мяч по линии круга попеременно левой и правой ногой шагом, медленным бегом; по коридору из кеглей или любых предметов (ширина 1 м); произвольно по всей площадке, меняя направление движения и скорость, закатывая мяч в лунки, ворота; вести мяч с передачей в паре с продвижением вперед, в паре с отниманием его друг у друга; останавливать мяч внутренней стороной стопы или подошвой после передачи в парах, удара о стену; выполнять удары по мячу с места,
с нескольких шагов разбега, носком, пяткой, внутренней, внешней частью стопы.
Хоккей: передвигаться с клюшкой в руках по прямой и по кругу длинным и коротким скользящим шагом, с остановкой, с изменением скорости, направления движения по звуковому сигналу; вести шайбу (мяч) клюшкой в заданном направлении,
передавая шайбу друг другу; останавливать шайбу клюшкой; передавать шайбу клюшкой в парах, тройках, группах; забрасывать шайбу в ворота с места и после ведения.
Теннис: бросать мяч (диаметр 3–6 см) правой (левой) рукой о стену и ловить двумя руками с отскоком, от пола с увеличением расстояния до стены; взмахивать ракеткой вверх, сверху вперед, вправо-влево с поворотом ее в руке на 180°; перемещаться
по разным траекториям (линия, зигзаг, змейка, круг и др.) и катить мяч ракеткой вперед и спиной вперед; останавливать катящийся мяч, накрывая его ракеткой; подбрасывать мяч ракеткой, отбивать о пол на месте и в движении; стоя на месте, ударять ракеткой по подвешенному мячу справа и слева.
Бадминтон: передвигаться, удерживая волан на ракетке, с переходом от ходьбы к бегу прямо и между предметами; подбрасывать волан открытой стороной ракетки, поочередно открытой и закрытой стороной ракетки на месте и в движении; отбивать
волан открытой стороной ракетки снизу, сбоку, сверху в парах (партнер набрасывает волан на ракетку); выполнять подачу волана снизу.

Подвижные игры и игровые упражнения

Содействовать проявлению творческой активности (придумывать разные способы выполнения игровых действий, новые игровые сюжеты).
Воспитывать желание самостоятельно организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками; заботиться о личных и командных результатах; интерес к культурным традициям белорусского народа через белорусские народные игры.

Спортивные упражнения

Обучать:
умению катать на санках друг друга, объезжая обозначенные ориентиры; скользить по длинной ледяной дорожке с места и с разбега, сохраняя равновесие; ходить на лыжах, чередуя скользящий шаг и попеременный двухшажный ход;
кататься на велосипеде и самокате, реагируя на сигналы; выполнять правила безопасного поведения в бассейне (не сталкивать друг друга в воду, не кричать и не брызгаться, не нырять под других воспитанников).
Катание на санках: катать на санках друг друга, опираясь руками сзади за сиденье, объезжая обозначенные ориентиры; кататься на санках спиной вперед, отталкиваясь ногами; в сцеплении группой из 3–5 санок (группу везут несколько детей или педагог); спускаться с горы вдвоем на санках; взбираться в гору, везя санки вдвоем за собой.
Скольжение по ледяным дорожкам: скользить по длинной ледяной дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания; скользить, выполняя движения руками (в стороны, за голову, на пояс).
Ходьба на лыжах: выполнять повороты переступанием на месте вправо и влево вокруг пяток лыж; ходить на лыжах без палок и с палками, чередуя скользящий шаг и попеременный двухшажный ход; ходить на лыжах по учебной лыжне, по пересеченной
местности; подниматься на пологий склон «лесенкой» правым (левым) боком вперед, «елочкой», «полуелочкой»; спускаться со склона в основной, высокой и низкой стойках; тормозить «плугом» и «полуплугом».
Катание на велосипеде: самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, «змейкой», выполнять повороты направо и налево, проезжать ворота, делать ускорение, тормозить; проезжать по узкой дорожке, отмеченной на асфальте; ездить по дорожке с различным грунтом, по дороге с неровностями; быстро и точно реагировать на сигналы светофора, регулировщика.
Катание на самокате: кататься на самокате по прямой, по кругу, «змейкой», выполнять повороты направо и налево, проезжать ворота, делать ускорение, тормозить и останавливаться по сигналу; ездить по узкой дорожке; кататься, произвольно меняя темп езды; друг за другом, соблюдая дистанцию.
Плавание:
подготовительные упражнения на суше: выполнять круговые вращения, повороты, наклоны головы, туловища; наклоняться вперед в исходных положениях стоя, сидя; прогибаться в исходных положениях стоя, лежа на животе, с опорой и без опоры, с отведением рук вверх, вперед, назад, в стороны; вращать стопами внутрь и наружу; делать махи ногами, выпады вперед и в сторону с опорой и без опоры; в исходном положении лежа на животе прогибаться и захватывать руками стопы, подтягивая пятки к ягодицам, отпускать захват и выполнять движение ногами, как при плавании способом «брасс»; сочетать движения рук и ног, как при плавании способом «кроль» на груди, на спине из разных исходных положений (стоя, лежа на животе и спине на скамейке, на полу);
передвижение в воде: ходить и бегать по дну бассейна, соблюдая дистанцию, гимнастическим шагом, с задержкой на носке; приставным шагом с приседанием; согласовывая движения с работой рук (гребковые движения, движения рук способом
«брасс»); бегать в медленном и быстром темпе; без помощи рук и помогая себе руками; бегать спиной вперед, галопом правым и левым боком; подпрыгивать с ноги на ногу; прыгать в длину с полным погружением в воду; выпрыгивать из приседа или полуприседа вверх с последующим погружением в воду; чередовать ходьбу с бегом, прыжками, бросанием предметов, погружениями в воду, скольжением, плаванием;
дыхание: погружаться в воду с головой с задержкой дыхания индивидуально (примерно на 2–8 счетов); выполнять 5–6 выдохов в воду; делать вдох с поворотом головы и выдох в воду, держась руками за поручень;
погружение: погружаться в воду с головой с открытыми глазами по одному, в парах, группой со зрительным и слуховым контролем сигналов взрослого, партнера под водой или над водой;
лежание: лежать на поверхности воды на груди, спине без опоры, всплывать и удерживаться на воде в вертикальном положении, не касаясь ногами дна как можно дольше;
скольжение: скользить на груди с задержкой дыхания с движениями ног способом «кроль», скользить на груди с гребковыми движениями рук; пробовать скользить на спине с гребковыми движениями рук; плавать удобным способом с координацией движений рук и ног.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Выполняет разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание), элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и др.).
Доводит начатую двигательную деятельность (спортивную или подвижную игру, индивидуальное двигательное задание) до завершения, стремится не прибегать к помощи взрослых.
Оценивает двигательное действие (находит отличие и сходство в выполнении упражнения двумя детьми; сравнивает свои достижения с прежними собственными результатами).
Реализует двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности (физкультурные развлечения, туристические прогулки и походы, самостоятельная
двигательная деятельность: умеет плавать, кататься на самокате, велосипеде, роликовых коньках, лыжах и др.).
Соблюдает правила безопасности при выполнении физических упражнений на физкультурном занятии и в самостоятельной двигательной деятельности.
Скользит на груди и спине с гребковыми движениями рук, поворачивается во время скольжения с груди на спину и наоборот; плавает способом «кроль» на груди и спине с помощью поддерживающих средств (ласты, доски) и без них.