Мы в Youtube Календарь событий

Образовательная область: Элементарные математические представления

Первая младшая группа
(2 - 3 года)

Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи:
развивать: психические познавательные процессы, внимательность;
формировать:
- элементарные способы познания:
- количества (зрительное распознавание, тактильное, попарное соединение);
- высоты и величины в целом (практическое сопоставление двух предметов);
- формы (зрительное распознавание, подбор геометрических фигур по форме отверстия);
- способы ориентировки в знакомом помещении; на листе бумаги;
- способы определения частей суток и времени года; величинных характеристик и временных отрезков;
умения:
- группировать объекты по одному признаку;
- устанавливать соответствие (количественное) между предметами наложением и приложением;
- словесно обозначать количества (один, два, три, много);
- ориентироваться в знакомой окружающей обстановке, на листе бумаги;
- первичные временные представления;
- воспитывать чувство уверенности в себе.

Время

Формировать:
– элементарные представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и временах (порах) года (зима, лето, весна, осень) на основе представлений о характерных действиях детей в эти отрезки времени, ярких и характерных проявлений живой и неживой природы;
– умение определять их по словесному описанию, изображению, наблюдению.

Количество и счет

Формировать умения:
-определять количественные характеристики объектов окружающего мира (одини много), различать их, находить на своем столе;
-группировать (создавать группы) предметов по одному признаку;
– обозначать количество предметов словами один и много;
– устанавливать взаимно однозначное соответствие между предметами (один – один) практическими приемами (наложение, приложение);
– определять (узнавать) количество предметов в группах (один, два, три) без счета и обозначать их словами (один, два, три);
– отвечать на вопрос Сколько? словами один, два, три, много, используя данные слова адекватно условию.

Геометрические фигуры и форма предметов

Формировать
представления:
– о предэталонах: «как крыша» и т.д.; эталонах форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
различных плоских и объемных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др.), их названиях; связи между названием фигуры и ее внешним обликом;
умения:
– использовать различные способы действий с геометрическими фигурами и предметами: рассматривание, зрительное узнавание, нахождение среди других, показ, подбор по форме отверстия и проталкивание (вкладывание) в него, группировка по одному признаку (или по цвету, или по величине, или по форме);
– зрительно сравнивать и различать геометрические фигуры по одному признаку (или по цвету, или по величине, или по форме).

Величина

Формировать (развивать) умения:
– использовать способы определения (показа) величины предметов (большой, маленький), их высоты (высокий, низкий);
– словесно обозначать величину предметов (большой, маленький), их высоту (высокий, низкий);
– сравнивать и на этой основе различать предметы по величине (большие, маленькие), по высоте (высокие, низкие), словесно выражать результат сравнения: по величине (больше, меньше); по высоте (выше, ниже).

Пространство

Формировать (развивать) умения:
– ориентироваться на листе бумаги (середина, верх листа, низ);
– определять (располагать или находить и показывать) расположение изображений объектов на листе бумаги, иллюстрации;
– определять расположение объектов в пространстве знакомого помещения с помощью различных анализаторов (зрительно, на слух, с помощью ощупывания);
– определять положение предметов, находить их по словесному указанию взрослым пространственного обозначения их места (над, под, в, перед, за, сверху, сбоку, рядом).
– ориентироваться на себе, различать пространственное расположение частей тела,
показывать их на себе, на кукле.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Использует слова, обозначающие количество (много, один, два, три).
Ориентируется в знакомом помещении: показывает расположение предметов (помещениях группы, домашних помещениях).
Самостоятельно составляет множество предметов, согласно определенному признаку.
Обозначает словами количественную характеристику группы объектов (один, много, два, три).
Устанавливает взаимно однозначное соответствие между предметами путем наложения, приложения (один – один).
Различает геометрические фигуры.
Подбирает и размещает геометрические фигуры в ячейках соответствующей формы.
Обозначает словами результат сравнения объектов по величине (больше – меньше, выше – ниже).
Выстраивает упорядоченные ряды больше – меньше (машинки, матрешки, кольца).
Ориентируется в расположении изображений на листе бумаги (рисунок, книжная иллюстрация, картина).

Вторая младшая
(3 - 4 года)

Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи:
- развивать: психические познавательные процессы, внимательность, настойчивость; способность воспринимать и отличать некоторые математические характеристики окружающих объектов (количество, форма, величина, положение в пространстве, время), проявлять к ним интерес;
формировать:
умения:
- элементарной пространственной (на себе, от себя, на листе бумаги) и временной ориентировки;
- группировки и классификации предметов по одному признаку;
- создавать простые сериационные (упорядоченные) ряды из 3–5 элементов;
- представления о способах:
- установления количественных отношений между группами предметов по количеству входящих в них элементов практическим путем (наложение, приложение, графическое соотнесение);
- познания параметров величины (длина, ширина, высота, толщина), сравнения двух предметов по отдельным параметрам и величине в целом;
- элементарного обследования геометрических фигур (осязательно-двигательным путем под контролем зрения);
воспитывать: интерес к элементарным математическим действиям, чувство радости
по поводу познания нового, чувство уверенности в себе.

Время

Расширять представления о частях суток и временах (порах) года с опорой на
словесное описание характерной деятельности детей, взрослых, явлений живой и неживой
природы.
Формировать умение определять временной отрезок по собственным наблюдениям,
опыту собственной деятельности, словесному описанию, иллюстрации.

Количество и счет

Формировать представления:
– о способах установления равенства и неравенства групп предметов или их изображений (сравнения их практическими приемами наложения, приложения, графического соотнесения), соблюдая правила выполнения этих действий;
– способах словесного обозначения количества предметов в группе (ответ на вопрос Сколько? словами один, два, три, много, используя их адекватно условию) и результата сравнения количеств (ответ на вопросы Чего больше? Чего меньше? выражениями
столько – сколько, поровну, одинаково, больше, меньше).
Формировать (развивать) умения:
– группировать предметы по признаку количества (много, один), находить группы предметов (много, один) в знакомой обстановке (на своем столе, в отдельных местах помещения);
– воспроизводить заданное зрительно или на слух количество предметов, звуков, движений (много, 1–3) разными способами.

Геометрические фигуры и форма предметов

Формировать представления о способах элементарного обследования плоских и объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр) осязательно-двигательным путем под контролем зрения (обводить пальцем по контуру,
проглаживать ладонью, прятать в ладонях, прокатывать, пробовать на устойчивость, сравнивать наложением или приложением).
Развивать умение осуществлять различные действия с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр): рассматривание, узнавание, нахождение среди других, показ, называние
(например, Эта геометрическая фигура называется куб (шар, цилиндр). Найдите в своих наборах такую же фигуру, покажите ее, назовите), зрительное и практическое различение, группировка и классификация по одному признаку (или по цвету, или по величине, или по форме), подбор фигуры по форме отверстия.

Величина

Формировать представления о параметрах величины (длина, ширина, высота,
толщина).
Формировать (развивать) умения:
– определять параметры величины и величину в целом (называть, показывать их с помощью движений пальцев, рук в определенном направлении);
– различать, сравнивать два объекта по отдельным параметрам величины и по величине в целом;
– строить простые упорядоченные по величине (сериационные) ряды из 3–5 объектов (пирамидка, матрешка, различные вкладыши, игрушки) по образцу, попарно устанавливать размерные отношения между элементами ряда;
– характеризовать объект по параметрам величины и величине в целом (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий, большой, маленький);
– обозначать словами результат сравнения: больше – меньше – равные (одинаковые)
по величине; длиннее – короче – равные (одинаковые) по длине; шире – уже – равные (одинаковые) по ширине; выше – ниже – равные (одинаковые) по высоте; толще – тоньше – равные (одинаковые) по толщине.

Пространство

Формировать (развивать) умения:
– простейшей ориентировки на листе бумаги: рассматривать иллюстрацию и располагать или определять положение объекта согласно словесному обозначению ориентиров на листе бумаги (середина, верх, низ, углы вверху листа, углы внизу листа, справа, слева); – ориентироваться на себе, четко выделяя правую и левую стороны тела;
– определять расположение предметов, ориентируясь от себя в ближнем пространстве (на расстоянии вытянутой руки), в знакомом помещении (группа, помещения учреждения дошкольного образования) с помощью различных анализаторов (зрительно, на слух, ощупыванием): нахождение или расположение их по словесному указанию взрослого, включающему уточнения правой и левой сторон;
– различать пространственные обозначения (над, под, в, перед, за, сверху, сбоку, рядом); верхнюю, нижнюю, переднюю и заднюю, правую и левую стороны ближайшего пространства.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТЫ

Использует действия наложения, приложения, графического соотнесения.
Устанавливает количественные отношения между двумя группами предметов или изображений практическим путем, используя действия наложения, приложения, графического соотнесения.
Оперирует понятиями «много», «один», «два», «три», «столько-сколько», «поровну», «одинаково», «больше», «меньше» адекватно ситуации и заданному вопросу.
Отвечает на вопросы: Сколько? Чего больше? Чего меньше?
Называет и показывает параметры величины предмета или изображения (длину,
ширину, высоту, толщину) и величину в целом; величинные характеристики предметов
или изображений («длинный», «короткий»; «низкий», «высокий»; «широкий», «узкий»;
«толстый», «тонкий»; «большой», «маленький»).
Группирует и классифицирует предметы по одному из признаков (параметр величины или величина в целом, форма, цвет, принадлежность к понятию).
Строит сериационный ряд (упорядоченный в убывающем или возрастающем по величине порядке) из 3–5 предметов.
Называет, показывает и обследует геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр и др.) осязательно-двигательным путем под контролем зрения.
Распознает части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (зима, весна, лето, осень) по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности и наблюдений явлений природы.
Ориентируется на листе бумаге, на себе, в знакомом пространстве, соблюдая ориентиры сагиттального направления (правой-левой стороны).

Средняя группа
(4 -5 лет)

Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения
элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи:
- развивать: последовательное и системное обследование и восприятие пространства, времени, движения, предметов в процессе практических действий, овладения набором эталонов формы, мелкую моторику, глазомер; наглядно-образное (как преобладающее) мышление, память, устойчивость внимания, воображение, речь, настойчивость,
любознательность;
формировать:
представления:
- о количественном и порядковом счете в пределах 5–10;
способах:
- установления независимости числа от качественных и пространственных признаков (цвет, величина, форма, положение в пространстве), отношений между целым и частью;
-опосредованному (через посредник) способу установления размерных отношений между двумя предметами или их изображениями;
- трансфигурации;
- различения частей суток, суток, времен года и определения их последовательности и чередования;
- сравнения, группировки и классификации предметов по 1–2 признакам;
- основы культуры познания (осознание цели познания; использование способов и средств познания, адекватных цели);
умения:
- считать в пределах 5–10 количественным и порядковым счетом (и в больших пределах в зависимости от возможностей воспитанников);
- определять форму предметов;
- словесно обозначать размерные отношения между элементами упорядоченного ряда, последовательность «от ... к ...»;
воспитывать: интерес к содержанию и процессу познания; интеллектуальные чувства (чувство нового, желание узнать новое, радость по поводу открытия нового);чувство уверенности в себе, комфортности в окружающем мире.

Время

Формировать умения:
– определять и объяснять временную последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»);
временную последовательность («сначала – потом», «было – есть –будет», «раньше – позже»);
– показывать при помощи стрелки последовательность событий;
– определять часть суток (по изображению явлений неживой природы на картине, по описанию, модели);
– определять и называть последовательность частей суток, смены суток, пор (времен) года.

Количество и счёт

Формировать:
представления:
– о количественном и порядковом счете (цель, правила, результат);
– числе как результате счета;
– цифре как знаке для обозначения числа;
-способах сравнения групп предметов или изображений по количеству и установления между ними количественных отношений через число;
умения:
– считать до 5–10 (и в больших пределах в зависимости от возможностей воспитанников);
– определять порядковое место предмета в ряду, считая порядковым счетом;
– определять отношения между частью и целым, адекватно использовать слово половина;
– находить единичные и множественные группы предметов и явлений в окружающем пространстве.
Обучать группировке и классификации объектов по двум признакам одновременно.

Геометрические фигуры и форма предметов

Формировать умения:
– элементарного обследования геометрических фигур (прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, конус) осязательно-двигательным –
– путем под контролем зрения (обводить пальцем по контуру, проглаживать ладонью, прятать в ладонях, прокатывать, пробовать
на устойчивость, сравнивать наложением или приложением);
-определять форму предметов на основе сходства со знакомыми геометрическими фигурами;
– осуществлять различные действия с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр):
– рассматривание, узнавание, нахождение среди других, показ, называние (например, Назови фигуру, на которую похожа форма мяча (апельсина, стакана и др.)), группировка и классификация по 1–2 признакам (по цвету и величине; по величине и форме и др.).

Величина

Формировать представления о способах построения сериационных (упорядоченных по величине) рядов из пяти элементов (по образцу и по заданному условию), сравнивая объекты по одному и (или) двум параметрам величины одновременно;
умения:
– словесно обозначать размерные отношения последовательно между всеми элементами ряда, показывать их графически (соединять линиями со стрелками изображения по порядку) в возрастающем и убывающем порядке;
– различать, сравнивать предметы или их изображения по одному и (или) двум
признакам величины одновременно практическими приемами наложения, приложения, на глаз;
– сравнивать и различать два предмета по величине с помощью посредника;
– анализировать результат сравнения.

Пространство

Формировать (развивать) умения:
– определять и показывать на плоскости листа бумаги стрелкой пространственные направления «от … к …»;
– определять последовательность следования объектов друг за другом слева направо и справа налево;
ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от себя;
– двигаться в заданном направлении;
– определять положение изображений на листе бумаги;
– находить предметы в разных пространственных положениях: вверху (верхняя), внизу (нижняя), между, справа, слева, за, сбоку, рядом; на первом, втором, третьем этажах
(полках).

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Считает количественным и порядковым счетом до 5–10, соблюдая правила.
Находит единичные и множественные группы предметов и явлений в окружающем пространстве.
Сравнивает по отдельным параметрам величины или по величине в целом два предмета или их изображения с помощью предмета-посредника.
Группирует и классифицирует предметы по одному-двум признакам.
Строит сериационный (упорядоченный в убывающем или возрастающем по величине порядке) ряд из 3–5 предметов по образцу или по правилу.
Словами описывает отношения по величине между элементами упорядоченных рядов.
Называет, показывает и обследует геометрическую фигуру осязательно- двигательным путем под контролем зрения.
Определяет форму предмета, называет, опираясь на названия геометрических фигур.
Распознает части суток и времена года по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности, наблюдений явлений природы, с помощью модели.
Ориентируется на листе бумаги, на себе, в знакомом пространстве, двигается в заданном направлении.
Обозначает последовательность событий с помощью стрелки.

Старшая группа
(5- 6 лет)

Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения
элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи:
развивать:
- произвольность, преднамеренность, целенаправленность всех психических процессов; познавательные интересы, мотивы, активное познавательное отношение к окружающему; любознательность; сенсорные, логические,
исследовательские и математические способы познания; глазомер; чувство времени; способствовать проявлению предпосылок математических способностей; интеллектуально-творческие способности личности воспитанника;
формировать:
представления:
- о количественных отношениях между временными отрезками (дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год);
- четырехугольниках;
- величине;
- умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по 1–3 признакам;
-основы культуры познания (осознание цели познания; использование способов и средств познания, адекватных цели);
обучать способам:
- образования чисел в пределах 10, определения связей и отношений смежными числами, состава числа из единиц (в пределах 5) и двух меньших чисел (в пределах 10);
- узнавания и использования цифр и некоторых математических знаков («<», «=», «>»);
- измерения величины с помощью условной мерки;
- переноса ориентировки в трехмерном пространстве окружающего мира на ориентировку в двухмерном пространстве листа бумаги и наоборот (построение простейших планов, схем);
- различения дней недели, месяцев года, определения их последовательности и чередования; смены суток;
воспитывать: интерес к содержанию и процессу познания, эмоциональное отношение к нему, культуру рассуждений; проявление усилий, волевой регуляции процесса познания, терпеливости, аккуратности; интеллектуальные чувства; чувство
уверенности в себе, комфортности в окружающем мире.

Время

Формировать представления:
– о днях недели, их последовательности и включенности во временной отрезок «неделя»;
– месяцах года, их последовательности и включенности во временные отрезки «пора (время) года», «год»;
– количественных отношениях между временными отрезками: дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год;
Развивать умение определять и объяснять временную последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»), событий «сначала – потом», «было – есть – будет», «раньше – позже»; показывать при помощи стрелки последовательность событий.

Количество и счёт

Формировать:
представления:
– о (об) способах образования чисел (в пределах 10); составе числа из единиц (в пределах 5), из двух меньших чисел (в пределах 10);
– структуре и образе цифры, математических знаках «>», «<», «=»; отношениях между частью и целым;
– умение устанавливать связи и отношения между смежными числами (в пределах 10);

Геометрические фигуры имформа предметов

Формировать представление:
– о разновидностях плоских и объемных геометрических фигур;
четырехугольнике.
Формировать (развивать) умения:
– осуществлять различные действия с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, шар, куб,цилиндр, конус и др.): рассматривание, узнавание, нахождение среди других, показ,
называние (например, Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа форма елки барабана, глобуса и др.)), сравнение, группировка и классификация по 1–3 признакам (по цвету, форме и величине одновременно);
– определять форму предметов и их изображений, обозначать их с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.

Величина

Знакомить с целью и правилами измерительной деятельности.
Формировать:
– понятие «мерка»;
– умение измерять величины линейных протяженностей, объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки.
Развивать:
– умение строить сериационные (упорядоченные) ряды из 5–10 элементов, определять отношения по величине между предметами, графически их показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать словами размерные
отношения по одному-двум параметрам величины одновременно между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке;
– способность сравнивать, различать предметы или их изображения по одному-двум признакам величины одновременно практическими приемами наложения, приложения,
с помощью предмета-посредника и с помощью глазомера.

Пространство

Формировать (развивать) умения:
– определять и показывать на плоскости листа бумаги линиями и стрелками пространственные направления «от … к …»; определять последовательность расположения объектов друг за другом слева направо и справа налево;
– переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги, создавая простейшие планы, схемы, и наоборот, двигаясь согласно простым планам, находя место предмета по схеме;
– определять положения изображений на листе бумаги, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы, середина верхней, нижней, правой и левой сторон;
– ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от других объектов; двигаться в заданном направлении.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Считает количественным и порядковым счетом до 10, соблюдая правила.
Определяет порядковое место объекта.
Называет состав чисел от 1 до 5 из единиц и чисел от 1 до 10 – из двух меньших.
Использует способы измерения величины линейных протяженностей (длина,ширина, высота) и объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки.
Различает и называет геометрические и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус), обобщенное понятие «четырехугольник».
Определяет связи и отношения между смежными числами.
Различает и использует знаки «больше», «меньше», «равно».
Группирует и классифицирует предметы по одному-трем признакам.
Распознает и называет части суток, дни недели, времена года, их последовательность по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности, наблюдений явлений природы, с помощью модели.
Ориентируется на листе бумаге, в знакомом окружающем пространстве, двигается в заданном направлении, использует наглядные модели.
Обозначает последовательность с помощью стрелки.