Мы в Youtube Календарь событий

Актуальность деятельности РЦ

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников в последние годы приобрело актуальный характер. Ухудшение состояния окружающей среды, постоянные природные катаклизмы заставляют человечество задуматься о последствиях бездушной эксплуатации естественных источников окружающего мира.
В настоящее время у многих людей сложилось мировоззрение расточителей, согласно которому ресурсы Земли неограниченны, так же как и жизненное пространство, в следствие чего, настоящее и будущее поколение человечества должно быть подготовлено к рациональному использованию и бережному отношению к природе в любых его проявлениях.
Для решения проблемы, связанной с необходимостью построения нового мировоззрения, необходимы организация особого образовательного пространства, в котором для детей и взрослых, воспитанников и педагогов, будет задана возможность познания того, как функционирует мир и окружающая нас природная среда, осознания экологических проблем, связанных с деятельностью человека, и поиска путей их разрешения.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая познавательная деятельность в природных условиях.
Изучать мир природы можно не только за пределами города, но и на участке детского сада с применением практических игровых методов обучения: упражнений, элементарных опытов, моделирования. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщать, делать соответствующие выводы, классифицировать, моделировать, искать необходимую информацию, находить ответы на возникающие вопросы. Познавательная деятельность при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим.
Познавательная практическая деятельность, как один из видов детской деятельности, требует от педагога умения грамотно планировать, отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разрабатывать перспективные проекты для изучения с детьми того или иного объекта или явления. Педагогу важно организовать деятельность таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации на основе ярких положительных эмоций, активации внимания и усилению мотивации к решению проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос.
Посредством познавательной практической деятельности педагоги решают поставленные задачи по обеспечению интеллектуального развития каждого ребёнка как основы формирования активной творческой личности - главного условия не только освоения ребенком разных видов деятельности, но и выхода за пределы взаимодействия с окружающим миром, миром своих маленьких «открытий», в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создают оригинальные модели, модельные образы и т.д., тем самым, формируя у них основы экологической культуры и мировоззрение.
Познавательная практическая деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию умений и навыков практическим путём. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его. В процессе познавательной практической деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов), наглядного и логического мышления, внимания восприятия, памяти, творческого воображения, развития исследовательских способностей воспитанников.
Актуальность выбранного направления деятельности и значимость для развития системы образования обусловлена: признанием значения экологического образования на широком уровне; негативными изменениями, происходящими в окружающей среде; необходимостью формирования основ экологического мировоззрения у педагогов; необходимостью формирования у людей экологически грамотного поведения; необходимостью изменения содержания и методик дошкольного образования с учетом идей устойчивого развития; негативным влиянием среды на здоровье детей и необходимостью создания среды для общения с природой; необходимостью разработки и внедрения системы экологического образования на основе деятельности ребенка и интеграции; необходимостью обобщения и распространения уже существующего опыта в области экологического образования; необходимостью организации контактов дошкольных учреждений по заданному направлению.
В нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры посредством познавательной практической деятельности.

Многофункциональная предметно-пространственная среда

Экологическая тропа

Экологическая тропа с 28 остановками, в том числе: уголок нетронутой природы, площадка «Охрана природы», метеоцентр, центр «Юный исследователь», «Птичий столб», «Дикий луг», «Волшебный лес», «Клумба для бабочек», «Злаковое поле», «Деревенский дворик», «Фитоогород», огород «Витаминка», «Тепличное хозяйство», скульптура «Олень», «Родничок», «Водяная мельница», скульптура «Радость жизни в наших руках», «Площадка по ПДД», «Волшебное дерево», «Беларусь ты моя синеокая», «Уголок нетронутой природы», «Муравейник», «Здоровячок», «Пенек для гномов», «Живой уголок» (10 видов декоративных животных), «Цветущий клематис», «Площадка по ПБ», «Ветряная мельница», «Мостик желаний»;

Экологическая комната

Экологическая комната разделена на климатические зоны со встроенными магнитными элементами, что позволяет «перемещаться» в разные климатические пояса: тропический, субтропический, умеренно климатический, арктический и антарктический; зоны коллекций для развития у детей навыков классификации объектов по различным признакам; зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии; атласы, периодические издания; зона для проведения игр и занятий; игровая и учебная зона, в которой организована работа образовательной услуги «Юный эколог» для детей дошкольного возраста;

Лаборатория для проведения простейших опытов и экспериментов.

Лаборатория для проведения простейших опытов и экспериментов, в том числе: наборы пробирок, термометров, воронок, емкостей для работы с сыпучими предметами, мерных стаканов, самодельных фильтров для очистки воды, детские микроскопы, схемы, информационные стенды с правилами для проведения опытов и экспериментов, картотеки и пр.;

Мини-музей «Беларуская хатка»

Мини-музей «Беларуская хатка» с атрибутами белорусского фольклора.

Комната безопасности жизнедеятельности.

Комната безопасности жизнедеятельности, в которой подобраны все необходимые материалы для бесед и игр с детьми. Интерьер комнаты выполнен в виде солнечной системы, с планетами и звездным небом.

Информационно-методическое обеспечение учреждения.

Руководство и координацию деятельности осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности в соответствии с его обязанностями, комплектуется и оформляется в соответствии с потребностями педагогических работников, направлениями деятельности и с учетом принципа систематизации по видам деятельности, возрастному принципу, разделам учебной программы дошкольного образования.

Материально-техническое обеспечение.

Все помещения укомплектованы необходимым оборудованием, мебелью для сотрудников (58) и детей (255), инвентарем. Каждая групповая ячейка (11 групп) оформлена в индивидуальном стиле со своим экологическим названием («Ромашка», «Божья коровка», «Василек», «Колокольчик», «Стрекоза» и др.) и соответствующим интерьером, укомплектована в соответствии с направлением деятельности и перечнем оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
Для целенаправленной работы с детьми используются: компьютер (6шт.), ноутбук (1шт.), принтер (4шт.), телевизор (2шт.), ламинатор (2шт.), переплетная машина (1шт.), мультиборд (1шт.).