Мы в Youtube Календарь событий

Наша Экологическая тропа

IMG_0348

«Мир, окружающий ребёнка – это
прежде всего мир природы, с
безграничным богатством явлений, с
неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума».
В.Сухомлинский

Экологическая тропа — одна из современных форм воспитания и образования воспитанников. это работа в экологически значимом пространстве, по образовательным маршрутам, проходящим через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентации на местности. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала,отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к творчеству, труду, пробуждается чувство прекрасного. При организации деятельности на экологической тропе используются следующие формы работы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники и др. Экологическая тропа — это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Добро пожаловать на нашу экологическую тропу!

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому и наглядно показан нумерацией на картосхеме экологической тропы.

Объекты (остановки) экологической тропы.

1. Скульптура «Олень».
2. «Родничок».
3. «Водяная мельница».
4. Скульптура «Радость жизни в твоих руках».
5. «Площадка по ПДД».
6. «Волшебное дерево».
7. «Беларусь ты мая сінявокая!».
8. «Уголок нетронутой природы».
9. «Муравейник».
10. «Дикий луг».
11. Площадка «Охрана природы».
12. «Здоровячок».
13. «Птичий столб».
14. «Метеоцентр».

Центр «Юный исследователь».
16. «Пенёк для гномов».
17. «Злаковое поле».
18. «Живой уголок».
19. «Тепличное хозяйство».
20. «Фитоогород».
21. «Цветущий клематис».
22. «Деревенский домик».
23. «Клумба для бабочек».
24. «Площадка по ПБ».
25. Огород «Витаминка».
26. «Волшебный лес».
27. «Мостик желаний».
28. «Ветряная мельница».

1. Скульптура «Олень».

Скульптура «Олень» – это гордость нашего дошкольного учреждения. Данный объект используется для знакомства детей с историей возникновения города Гродно, с его гербом и флагом. Во время экскурсии педагоги рассказывают о том, что олень является символом города Гродно, который несет в себе независимость и благородие. Поэтому неудивительно, что на символике города изображен олень Святого Губерта с золотым крестом между рогами, перескакивающий через серебряное ограждение.

2. «Родничок».

С давних времен известно почитание воды. Знать историю родников – живительных источников силы и здоровья всего живого на земле – значит не только сберечь саму Землю, но и душу человека. Данный объект представлен в виде кувшина, из которого бьет ключом вода, образуя водный источник. У объекта педагоги знакомят детей с родником, с его происхождением и полезными свойствами воды.

3. «Водяная мельница»

Согласно известной поговорке, на текущую воду можно смотреть бесконечно. Это зрелище умиротворяет, вдохновляет и, наконец, это просто красиво. В нашем дошкольном учреждении водяная мельница представляет собой устройство, основой которого является колесо с лопастями. Объект дает возможность «заглянуть» в прошлое, познакомиться с особенностями быта наших предков. Благодаря этому изобретению люди могли обеспечить себя пищей, не нанося вреда окружающей среде.

4. Скульптура «Радость жизни в твоих руках»

Это ладонь матери, педагога, природы, которая с трепетом и любовью поддерживает, охраняет, оберегает ребенка, дает ему уверенность в завтрашнем дне и направляет по жизненному пути.

5. «Площадка по ПДД»

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в нашем дошкольном учреждении была оборудована площадка по ПДД.
Площадка с дорожной разметкой многофункциональна и включает в себя заправочную станцию, патрульную машину-качалку, дорожные знаки, светофоры, придорожное кафе. Выносной игровой материал для обыгрывания ситуаций: костюмы-машины, руль, жезл регулировщика, жилеты, фуражки и др.
Благодаря системной работе на данном объекте у воспитанников формируются навыки разумного поведения на дороге, на тротуаре, они учатся переходить дорогу только по пешеходному переходу, знают, как обозначена остановка общественного транспорта и пр.

6. «Волшебное дерево».

Волшебное дерево – это дерево, предназначенное для сенсорного развития дошкольников, которое включает в себя следующие элементы: счёты, ростомер, таблицу с русским алфавитом, колокольчики, металлофон, игру «Крестики-нолики», что способствует развитию логического мышления, математических способностей, развитию мелкой моторики, творчества.

7. «Беларусь ты мая сінявокая!»

Данный объект предназначен для ознакомления дошкольников с малой родиной, ее красотами, бытом и историей. Дети узнают, почему нашу страну называют «синеокой». На объекте можно познакомиться с символом новой жизни, прихода весны, удачи, дочерней и сыновей привязанности – аистом, увидеть макет его гнезда, особенности его расположения и строения. На остановке можно укрыться в тени могучего дуба, полюбоваться природой Беларуси.

8. «Уголок нетронутой природы».

Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья. Создан стенд, на котором закреплены шишки и спилы различных пород хвойных деревьев, рассматривая которые дети определяют вид, возраст и плоды дерева. На данном участке тропы самопроизвольно складывается естественный биоценоз - произрастают те растения, которые сами рассеялись и нашли благоприятные условия. На объекте много дикорастущих растений: мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, цикорий, крапива, пустырник, пижма и др., которые своим разнообразием притягивают взор детей, вызывая у них познавательный интерес.

9. «Муравейник»

Муравейник, где живут маленькие насекомые, – интереснейший объект для наблюдения. Известно, что муравьи живут одной большой и дружной семьей в многоэтажном доме с множеством квартир, кладовыми, спальнями, детскими комнатами и т.д. и содержат свой дом в идеальной чистоте.
Муравьев-тружеников называют «санитарами леса». В процессе наблюдения за деятельностью муравьев у детей формируются представления о жизни насекомых их пользе для окружающего мира природы.
де.

10. «Дикий луг».

Дикий луг (мавританский газон) – это небольшой участок тропы, который не подвергается воздействию со стороны человека: на ней не делают посадок, не косят, не убирают опавшие листья. На данном объекте тропы дети знакомятся с различными видами луговых растений (незабудка лесная, красный клевер, василек, душистый колосок, мак-самосейка, алиссум, календула, наперстянка, ромашка и др.), учатся находить различия у растений в особенностях стебля, цветков (прицветников), листьев, у детей формируется интерес к изучению дикой (нетронутой) природы.

11. Площадка «Охрана природы».

Остановка «Площадка охраны природы» расположена рядом с объектом «Здоровячок». Педагоги с помощью знаковой системы помогают детям понять и изучить правила поведения в природе, природоохранное значение. При этом у детей формируются экологические знания, экологическое мировоззрение, активная позиция по отношению к ней, культура поведения в природе.
Муравьев-тружеников называют «санитарами леса». В процессе наблюдения за деятельностью муравьев у детей формируются представления о жизни насекомых их пользе для окружающего мира природы.
де.

12. «Здоровячок».

Физкультурно-оздоровительная работа – одна из наиболее важных составляющих в дошкольном образовании для формирования гармонично развитой личности, сохранения здоровья детей. Для этого на территории дошкольного учреждения создана детская спортивная площадка «Здоровячок». Функция данного объекта – оздоровительная (закаливание: босохождение, «топтание» в бассейне, принятие воздушных ванн, массаж ступней ног и др.)

13. «Птичий столб»

Среди лиственных деревьев, кустарников и елей уютно расположился «Птичий столб», на котором находится домик для птиц. Дошкольники с удовольствием наблюдают за пернатыми, изучают их особенности, знакомятся с видовым разнообразием, наблюдают за поведением, питанием, повадками. Наблюдения за птицами отражается в календаре природы.поведения в природе.
Муравьев-тружеников называют «санитарами леса». В процессе наблюдения за деятельностью муравьев у детей формируются представления о жизни насекомых их пользе для окружающего мира природы.
де.

14. «Метеоцентр»

Метеоцентр является важным элементом экологической тропы, который даёт возможность познакомить детей с основными самодельными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Например, с помощью флюгера ребята определяют направление и силу ветра, с помощью осадкомера – объем выпавших осадков за сутки и пр.
Ежедневно с детьми проводятся наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, изучается микроклимат на территории детского сада.

15. Центр «Юный исследователь»

Центр для проведения опытов и экспериментов с водой и песком оборудован специальным столом с двумя наполнителями для песка и воды. Выносное оборудование: емкости различной формы и величины, игровые наборы для игр с водой «Водный мир», опытов и экспериментов. Оборудование в центре располагается так, что дети могли подходить к нему со всех сторон.
Детей знакомят не только со свойствами воды и песка, но и закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику рук. Дети любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, замки и др. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности ребенка

16. «Пенёк для гномов».

Посетив данный объект, воспитанники встречаются с героями известной сказки, жителями пня – волшебными гномами. При встрече гномики предлагают новые интересные задания, загадывают загадки, совместно решают кроссворды, проходят лабиринты, обыгрывают и озвучивают знакомые сказки.

17. «Злаковое поле».

Злаковое поле имеет большое воспитательно-образовательное значение. На поле дети сеют семена злаковых культур, наблюдают за первыми всходами, поливают, собирают колосья в снопы, семена для следующей посадки. Таким образом, воспитанники знакомятся со злаковыми растениями (пшеницей, рожью, овсом, льном и др.), у них формируется умение распознавать злаки по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен), воспитывается уважение к труду хлеборобов. На данном объекте ежегодно проводится праздник урожая - «Дожинки».

18. «Живой уголок»

На территории нашего дошкольного учреждения отведено специальное место-вольер для выгула и ухода за животными экологической комнаты. В летний оздоровительный период педагоги совместно с детьми ухаживают за кроликами, морскими
свинками, черепахами. Дети наблюдают за повадками животных, за особенностями их питания в естественной среде обитания.

19. «Тепличное хозяйство»

Тепличное хозяйство в детском саду – две теплицы (10п.м., 6 п.м.). Ранней весной дети с помощью взрослых высаживают семена цветов на рассаду. В мае производится их высадка из теплиц в открытый грунт, в теплицы высаживается рассада помидоров и огурцов для корма животных экологической комнаты. В течение всего теплого периода воспитанники ухаживают за овощными культурами, сравнивая их рост и развитие с овощными культурами открытого грунта.
При посещении тепличного хозяйства детей знакомят с историей создания теплиц, рассказывают из чего они сделаны, для чего нужны и как работают. Ребята узнают, в каких условиях растут растения, как за ними нужно ухаживать и что им нужно для быстрого роста. Каждый год дети могут увидеть одновременно цветущие и дающие плоды культуры, а также совместно с педагогом собрать урожай.

20. «Фитоогород»

Фитоогород создан для ознакомления детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями, для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья.
Объектами для наблюдения выступает земляника лесная, ревень, шалфей, мята, чабрец, мелиса, майоран и др.
Наблюдая за ростом и развитием лекарственных растений у ребенка формируется потребность беречь и любить природу, видеть её красоту и неповторимость, понимать значимость для человека. В процессе деятельности у воспитанников появляется интерес, любознательность, активизируется познавательная и исследовательская деятельность к изучению лекарственных растений.

21. «Цветущий клематис»

Цветущий клематис – это любимое место отдыха наших воспитанников. Данный объект выполнен в виде металлической конструкции (арки), декорированной разными видами клематиса. Все цветы гармонично сочетаются по форме, цвету и размеру. Проходя под аркой дошкольники совместно с педагогом окунаются в сказочную атмосферу цветов. На протяжении всего тёплого периода воспитанники наблюдают за яркостью, обилием и продолжительностью цветения, изысканностью формы цветов, обилием красок, видовым разнообразием. обитания.

22. «Деревенский дворик»

Удивительный и необычный объект на экологической тропе - «Деревенский дворик». Педагоги, дети и их родители проявляют большой интерес и творчество к созданию всевозможных поделок из, казалось бы, совсем «ненужных вещей» (лоток от яиц, пластиковая тара от молочных продуктов, плотные картонные коробки и др.): курятник, кашпо для цветов, ограждение из поддонов, петух и курица с цыплятами из деревянных спилов, волок из соломы, гнездо из сена. Подобранный познавательный материал служит хорошим подспорьем при знакомстве воспитанников с истоками Малой родины, ее богатством.

23. «Клумба для бабочек»

Клумба для бабочек – один из любимых объектов всех детей. Она привораживает взгляд своим разнообразием и великолепием.
Цветочная композиция подобрана из растений разного периода цветения (от ранней весны до поздней осени).
Рядом расположен «волшебный колодец» - декоративное украшение поляны для бабочек, из которого течет ручей, благоухающий яркими красками цветов. На данном объекте воспитанники ухаживают за цветами, наблюдают за разнообразием живых существ - насекомыми, собирают семена цветов для последующего посева. Объектами для наблюдения выступает земляника лесная, ревень, шалфей, мята, чабрец, мелиса, майоран и др. Наблюдая за ростом и развитием лекарственных растений у ребенка формируется потребность беречь и любить природу, видеть её красоту и неповторимость, понимать значимость для человека. В процессе деятельности у воспитанников появляется интерес, любознательность, активизируется познавательная и исследовательская деятельность к изучению лекарственных растений.

24. «Площадка по ПБ»

Площадка по «Пожарной безопасности» включает в себя следующие элементы: пожарную машину, домик «МЧС», щит с огнетушителем, пожарным рукавом, ведром, лопатой и молотком и т.д. На объекте создаются игровые ситуации для детей, обыгрывая которые они учатся правилам пожарной безопасности, выхода из опасной ситуации, обучают себе равных, родителей, знакомятся с профессией пожарного, специальной техникой, проводят оценку значимости его труда.

25. Огород «Витаминка»

Следующая остановка - огород «Витаминка». Он разбит на грядки, обозначенные табличками. Педагоги совместно с детьми выращивают на нем овощи: картофель, морковь, капусту, лук, свеклу, огурцы, томаты, перцы, кабачки и зелень (укроп, петрушка). В процессе трудовой деятельности и наблюдений у дошкольников расширяются и обобщаются знания об овощных культурах; дети овладевают навыкам ухода за ними; формируются представления о значении овощей в жизни человека.

26. «Волшебный лес»

Данный объект представлен в виде цветочной клумбы, на которой расположена деревянная избушка. В «Волшебном лесу» живут сказочные персонажи: зайцы и совы. Всё сделано из простых и доступных материалов и носит обучающий характер. Сказочные персонажи сделаны из спилов дерева, шишек и другого природного материала.
Дети с удовольствием посещают объект «Волшебный лес», где встречаются со сказочными героями, которые рассказывают им сказки. Также в «Волшебном лесу» дошкольники наблюдают за явлениями в природе, играют в подвижные, сюжетно-ролевые игры, отдыхают.

27. «Мостик желаний»

Излюбленное место всей детворы - деревянный «Мостик желаний». Стоя на нем, можно загадать желание - оно обязательно исполнится. Данный объект предоставляет возможность полюбоваться красотами композиций из цветов и хвойных растений, насладиться прохладой ручья и пением птиц экологической тропы.

28. «Ветряная мельница» (ветряк)

Объект наблюдения за старинной ветряной мельницей (мукомольной машиной), на смену которой пришли современные аэродинамические ветряки, вырабатывающие электрическую энергию за счет силы ветра. На остановке дети рассуждают о назначении мельницы, особенностях ее работы, развивая ретроспективный взгляд на предметы из прошлого, у них воспитывается бережное отношение к природным ресурсам, появляется интерес к истокам, истории народа.
Дети с удовольствием посещают объект «Волшебный лес», где встречаются со сказочными героями, которые рассказывают им сказки. Также в «Волшебном лесу» дошкольники наблюдают за явлениями в природе, играют в подвижные, сюжетно-ролевые игры, отдыхают.

Маршруты экологической тропы